ФЭНДОМ

Негативность рассогласования - специальная мозговая волна, характеризующая процессы предвнимания, которая выражает степень несовпадения девиантного и стандартного стимула. Негативность рассогласования получается путем вычитания: НР = УВП девиантного стимула - УВП стандартного стимула. Известный финский психофизиолог Р. Наатанен исследовал процессы предвнимания методом ВП. Он сажал испытуемых читать интересную книжку и подавал стимулы (например, звуковые). Испытуемый не должен на это никак реагировать (что отражено в инструкции), поэтому НР также регистрируется во сне, в фазе быстрых движений глаз, а также у пациентов, находящихся в коме. Фишка в том, что один стимул повторялся очень часто - стандартный стимул (допустим, р=0,8), а другой гораздо реже - девиантный стимул (р=0,2). Стимулы подавались в случайном порядке и с небольшими интервалами (не больше 10-14 секунд). Затем Наатанен получал усредненный ВП на девиантный стимул и усредненный ВП на стандартный стимул и вычитал одно из другого.

Таким образом на выходе Наатанен имел отрицательное колебание, в ряде случаев сопровождающее ситуацию сравнения стимулов. Этот компонент, обозначаемый как негативность рассогласования, возникает в слуховой коре с латентным периодом 70-100 мс и отражает автоматический процесс сравнения физических признаков звукового стимула со следом стандартного стимула, хранящемся в течение 5-10 сек в сенсорной памяти. При отклонении физических свойств стимула от следа многократно предъявляемого стандартного стимула развивается "негативность рассогласования".

Зрительная НР наблюдается в затылочных областях мозга. Латентный период зрительной НР составляет около 150-250 мс после включения зрительного девиантного стимула.

Слуховая НР регистрируется, как правило, в лобно-центральной области. Типичный латентный период слуховой НР, как и зрительной, составляет 150-250 мс. Однако латентность НР зависит от того, насколько девиантный стимул отличается от стандартного: большие различия в стимулах вызывают раннелатентную НР.