ФЭНДОМ

Изначально появился механицизм и возможность посмотреть не только на мир как механизм, но и на человек. К этому приложил руку Декарт, который предположил, что животное - это автомат, а человек - чуть больше, чем автомат, но по большей части все равно автомат. Очевидно, что большего полета фантази в те времена можно было не ждать, ибо создать машину такого уровня сложности, как человек не представлялось возможным по техническим причинам.

История же вычислительной техники упиралась в необходимость делать массовые точные расчеты, успехи механики, электричество и т.д. Хотя иногда механические вычислительные машины создавались еще в XVII веке (в том числе и такими монстрами как Паскаль и Лейбниц), только в XX веке начали возникать машины, принятые называть ЭВМ. Одновременно с этим и закладывались теоретические основы исследований искусственного интеллекта (ИИ). Важной вехой стало появление идеи "машины Тьюринга" - простой машины из бесконечной ленты и механизма, который может изменять символ на ячейке ленты, менять состояние и двигаться к соседней ячейке. Конкретная операция зависит от состояния и символа в ячейке.

Тьюринг показал, что каждая рекурсивно вычислимая функция может быть вычислена на такой машине за конечное время. А из этого следовало, что при наличии необходимой программы, достаточной памяти в машине и определенного времени можно вычислить любую управляемую правилами функцию, в том числе и решить тест Тьюринга, что означало бы создание искусственного интеллекта! Осталось только найти нужную функцию... Сначала все шло к тому, что такую функцию вот-вот найдут: с середины 50-х до середины 70-х был сделано очень многон в области ИИ: компьютеры научились вести простые беседы, играть в шахматы, решать сложные алгебраические задачи и доказывать теоремы. Компьютеры росли в мощностях, удваивая свои мощности каждые два года (см. закон Мура), в 1958 году Розенблатт разрабатывает персептрон, а столпы ИИ предсказывают построение коммунизма ИИ к 1980 году... Но потом произошло затишье. Прирост мощности компьютеров не снизился (до сих пор не снизился), а "ИИ" не сильно от этого умнел. Всякие сложные действия требовали кучу времени, да и местами крайне мало напоминали работу мозга. Нужно создать огромные базы данных, научить ИИ усваивать новую информацию в базу данных, разобраться с проблемой поиска информации из этой каши (а иначе как будешь говорить о тенденциях французской мысли и кризисе контркультуры битников с "судьей"?)

В 1972 году Х.Л. Дрейфус публикует книгу, где разоблачил успехи ИИ, а в 1980 Серль добил это все своей критикой, а также мысленным экспериментом "Китайская комната", показав, что даже если машина и будет шикарнейшим образом выдавать правильные реакции, то это не сделает ее сознательным.

Таким образом, Серль выдвинул теорию сильного ИИ (что ИИ можно создать и оно будет вполне себе сознательным и интеллектом) и теорию слабого ИИ (что нельзя создать такую программу, которая будет идентична человеческому разуму).